Меню сайта

Категории каталога

Наш опрос

Как вы относитесь к празднику 4 ноября?
Всего ответов: 33

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Гробница Кузьмы Минина в Нижегородском Кремле
Об усыпальнице нашего знаменитого земляка Кузьмы Минина, когда-то находившейся в Спасопреображенском соборе Нижегородского кремля, неоднократно говорилось в дореволюционной и современной краеведческой литературе. Тем не менее до сих пор нет полной истории этого уникального сооружения, а имеются лишь отрывочные сведения, касающиеся отдельных моментов его строительства и реставрации в разное время.

Останки спасителя России неоднократно переносились, по мере перестройки собора. Особого надгробия над могилой Минина в течение нескольких столетий не существовало.

В июле 1794 года в Нижний Новгород по служебным делам прибыл чиновник Псковского наместничества Н. И. Ильинский, который был большим любителем отечественной истории и потому не мог не посетить могилу спасителя России. Место захоронения разочаровало любознательного молодого человека. «... Прискорбно мне было, - делился он впечатлением, - что нет на том месте ни памятника, ни надписи, и потому рассудил возобновить сию память следующими стихами, кои написаны на том месте, где он погребен».1

Названное стихотворение было отпечатано в Нижегородской губернской типографии в том же году и подарено Нижегородскому епископу Павлу. В сопроводительном письме к Преосвященному автор просит его поставить памятник на могиле Минина. Та же надежда звучала и в письме на имя местной городской думы.2

Обращение, видимо, было воспринято епископом Павлом, и, по свидетельству авторитетного знатока истории нижегородских церковных древностей архимандрита (потом архиепископа) Макария (Миролюбова), мининская гробница «устроена уже в 1797 году на деньги (200 рублей), присланные от московского купечества к нижегородскому епископу Павлу Пономареву».3 Надгробие было в виде деревянного гроба, выкрашенное красной краской и в некоторых местах украшенное позолоченной резьбой, и помещалось на катафалке с двумя ступенями.

На гробнице находилась дощечка с надписью восемнадцатого столетия:

-"«Избавитель Москвы, Отечества любителе И издыхающей России оживитель, Отчизны красота, поляков страх и месть, России похвала и вечна слава, честь: Се Минин Козма здесь телом почивает, Всяк, истинный кто росс, да прах его лобзает».

Известный дореволюционный нижегородский краевед А. И. Звездин, посвятивший исторической святыне нашего города статью, писал, что «это небольшое надгробие, имевшее форму деревянного гроба с крышкою», было выкрашено «в красный цвет и украшено золоченой резьбой, и помещалось на катафалке о двух ступенях». Над надгробием с лицевой стороны возвышался деревянный балдахин на четырех колоннах с резными позолоченными пилястрами.4

Граф Д. И. Хвостов, посетивший Нижний Новгород в 1821 году, донес до нас свидетельство о гробнице Минина. «Сей знаменитый сын Отечества погребен в соборе на левой стороне. Над прахом его воздвигнута большая из простого камня гробница, над которою недавно имеется надпись сочинения епископа Нижегородского и Арзамасского Павла (Пономарева)...».5 Эти описания точно совпадают с рисунком художников Г. и Н. Чернецовых, сделанном ими во время путешествия по Волге в 1838 году.

Н. И. Храмцовский также оставил нам описание гробницы Минина, относящееся к 1859 году и во многом схожее со словами Хвостова. Прах избавителя России покоился около могил митрополита Павла и архиепископа Питирима, «под высоким саркофагом, покрытым пеленой, сделанной из бархата и шитья по канве, и осененным вызолоченным балдахином, который обставлен иконами, принесенными в дар на гробницу Минина ратниками 1807 и 1812 годов». Под балдахином находилась копия, сделанная в 1855 году, со знамени князя Пожарского. По сторонам захоронения стояли восемь знамен Нижегородского ополчения 1812 года.6

1 ноября 1854 года саркофаг был покрыт пеленой из темно-зеленого бархата, на которой виднелись следующие слова: в память «доблестного гражданина, здесь почивающего, Козмы Минина усердием сограждан его нижегородских с молением о упокоении души его в Царствии Небесном».7

Знакомясь со свидетельствами современников о гробнице Минина, обнаруживаешь некоторое несоответствие. Хвостов пишет о гробнице из «простого камня», другие же о деревянном гробе, как и архитектор А. Л. Леер, который в 1826 году также говорил о деревянной «столярной работы» окрашенной гробнице, обветшавшей и «вида хорошего» не имевшей. Он предлагал гробницу «устроить мраморную или из гранита, с высеченными на ней некоторыми надписями, с вызолоченным баллюстрадом», на что предполагалось истратить 2000 рублей.8

В октябре 1826 года крепостной крестьянин помещика генерал-майора К. М. Нарышкина из с. Катунки Яков Иванович Самарин, человек довольно состоятельный, прославившийся на благотворительном поприще в нижегородских пределах и мнивший себя потомком Кузьмы Минина, предложил местным властям возвести над захоронением спасителя России достойное его подвига надгробие вместо существующей ветхой деревянной гробницы. «Находясь в сословии, из коего исходит воин на защиту Отечества, - писал он, - ... и желая ознаменовать счастливое и вожделенное событие для всей России - коронование» нового монарха, Самарин предлагал устроить мраморную гробницу «с бронзовыми украшениями знаменитому и незабвенному избавителю Отечества нижегородскому гражданину Минину». При ходатайстве прилагался собственноручный рисунок Самарина, по которому он хотел возвести гробницу.

Нижегородский вице-губернатор направил рисунок нижегородскому епископу Мефодию, который 22 октября, в день освобождения Москвы Нижегородским ополчением, ответил, что он с предложением крестьянина согласен «и таковое его, Самарина, усердие» приемлет с благодарностью. После этого рисунок направляется Балахнинскому нижнему земскому суду для передачи Я. И. Самарину, что и было осуществлено 29 октября того же года.9

Из дальнейших архивных дел не видно, была осуществлена эта затея крестьянина или нет. Надгробие мыслили установить в Спасопреображенском соборе Кремля, но из-за его ветхости и дальнейшего переустройства храма от плана, видимо, пришлось отказаться.

И только после постройки нового собора в 1834 году, видимо, удалось осуществить задуманное, хотя точных сведений по данному вопросу обнаружить не удалось. Через четыре года над прахом Кузьмы Минина стояли два брата-художника Г. и Н. Чернецовы, которые и донесли до нас первое известное изображение мининской гробницы.

С 1845 года в подвалах кафедрального собора хранилась в мешках медная монета Нижегородского уездного казначейства. Через два года, в октябре 1847 года, протоиерей Иоанн Фиалковский с братией храма обратились к недавно прибывшему на Нижегородскую кафедру архиепископу Иакову (Вечеркову) с просьбой убрать «мамону». Мотивировалось это тем, что на том месте, где почивает прах нижегородских великих князей, преосвященных и думного дворянина Кузьмы Минина, они посчитали «удобнейшим и приличным устроить храм».

Архиепископ, в свою очередь, обратился к военному губернатору и кавалеру М. А. Урусову с просьбой поддержать ходатайство духовенства и «приказать» Строительной комиссии составить план для устройства церкви в нижнем этаже собора «для служения разных литургий и для содержания в приличном положении памятников почивающих под соборною церковью князей».

9 декабря того же года медная новой чеканки монета была перемещена в кладовую Нижегородского уездного казначейства. Строительная же комиссия затребовала от духовной консистории чертежи церкви, которые были составлены еще 18 мая 1828 года Авраамом Мельниковым и рассмотрены императором 2 ноября того же года. План, фасад и профили собора, доставленные в Строительный комитет, были оттуда переданы губернскому архитектору А. Е. Турмышеву.

В конце октября 1848 года Губернская строительная комиссия сообщила консистории, что проект и план на устройство церкви в нижнем этаже собора «лежат на обязанности» городского архитектора Л. В. Фостикова, который должен был закончить дело к 1 февраля 1849 года.

4 декабря 1849 года граждане Нижнего Новгорода в количестве 87 человек (в основном, купечество) обращаются к архиепископу Иакову с покорнейшей просьбой,в которой говорилось, что в нижнем этаже собора вместе с местными князьями почивает и гражданин Кузьма Минин. Просители ходатайствовали о дозволении  своим доброхотством устроить при соборе три придела: один - в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1851 году), другой - в честь святых чудотворцев Космы и Дамиана (освящен в 1852 году), а третий - в честь святого великомученика Дмитрия Солунского (освящен в 1853 году).

Они просили также учредить 22 октября, по совершении литургии, из кафедрального собора крестный ход с иконами и хоругвью, находящейся над могилой Минина, к монументу Минина-Пожарского.

Согласие губернатора, министра внутренних дел и Синода на устройство трех приделов и совершение ежегодного крестного хода было получено 29 декабря 1850 года. Николай I утверждает и проект трех будущих престолов. Наблюдение за их строительством поручается архитектору Н. И. Ужумедскому-Грицевичу.

27 апреля 1851 года Нижегородская градская дума попечителем строящихся приделов выбирает первой гильдии купца Ф. А. Заплати на «как человека известного в обществе своею честностью, хорошим поведением и особенным усердием к благолепию храмов».10

В июле 1869 года Всероссийское торжище посетил будущий император Александр III и поклонился праху Минина. Он выразил сожаление, что «память этого великого по заслугам человека недостаточно почтена» и высказал мысль об устройстве более приличного памятника.11

Ярмарочное купечество пожертвовало на сооружение надгробного памятника над прахом Минина более 17 ООО рублей. Председателю ярмарочного комитета статскому советнику А. П. Шипову купечество поручило построить надгробие по проекту академика Даля. 7 декабря 1873 года проект одобряется императором. А. П. Шипов составил с Л. В. Далем и архитектором Р. Я. Килевейном проектное условие по производству работ за 16 ООО рублей.12

Освящение возводимого сооружения произошло 24 августа 1874 года в знаменательный для Нижегородского ополчения день первой победы, одержанной над гетманом Ходкевичем. Открытие же самого надгробия городская дума планировала в период проведения ярмарки 1878 года. С этой целью 27 июня 1878 года дума от имени торгующего ярмарочного купечества и граждан Нижнего Новгорода постановила «к торжеству открытия памятника гражданину Минину просить удостоить своим присутствием» наследника Российского престола. С этой целью нижегородцами была направлена в столицу специальная депутация, которая 25 июля была принята цесаревичем. Хотя наследник престола и не принял участие в торжествах, тем не менее он 10 сентября направил городской думе телеграмму, к которой, в частности, говорилось: «Подвиг нижегородского гражданина Минина да будет навсегда святым заветом согражданам вашим и всем верным сынам России».13

Надгробие представляло собой часовню в стиле XVII столетия с восьмигранным завершением, увенчанным бронзовой позолоченной главой и прорезным крестом. Кольцеобразный купол держится на четырех раскрашенных столпах, соединенных вверху арками. В глубине надгробия были помещены копия стяга князя Пожарского и две древние, шитые шелком и золотом хоругви. По существовавшему между нижегородцами преданию, именно эти хоругви стояли на площади, когда Минин обращался к землякам с воззванием. По обеим сторонам памятника размещались в виде щитов шестнадцать знамен Нижегородского ополчения 1812 и 1854 - 55 годов. Сама гробница спасителя России была высечена из темно-серого мрамора, на котором были высечены краткие слова: «Лета 7124 (1616 года) преставился о Господе думный дворянин Кузьма Минин Сухорук».

У гробницы на стене на железной доске виднелось изображение святых Космы и Дамиана. Косма считался небесным покровителем Кузьмы Минина. Впоследствии специальная икона Космы и Дамиана была прислана будущим императором Александром III, она и была укреплена над мининской гробницей. Сам склеп разделялся двумя столбами на две части: в первой, где находилась сама гробница, стены были расписаны под мрамор; во второй, через ко-торый вел ход в нижний храм, стены были украшены в стиле древнерусского орнамента. На стенах склепа в нарисованных вьющихся хартиях старославянской вязью излагались краткие события Смутного времени. Любопытно, что редакция этих надписей принадлежала известному в то время нижегородскому знатоку старины и истории И. В. Брызгалову.

Современник протоиерей М. В. Добровольский отмечал, что «этот памятник представляет собою замечательное архитектурное произведение как по своему вещественному богатству, ...так и по идее, изяществу отделки, по красоте и оригинальности орнаментов и особенно по чрезвычайно искусному сочетанию колеров в краске и уборе как орнаментов, так и самого корпуса памятника во вкусе того времени -XVII».

В сентябре 1882 года староста Нижегородского кафедрального собора Ф. А. Брызгалов известил председателя Ярмарочного биржевого комитета П. Я. Осипова, что при гробнице Минина отсутствуют подсвечники, и просил пригласить жертвователей к приобретению двух малых и одного большого подсвечника.

Спустя год тот же староста обращается к ярмарочному голове П. Я. Осипову с заявлением, в котором говорилось, что перед образом у гробницы Минина нет подсвечника, «который бы по величине и изяществу своему соответствовал сему достопамятному месту». Он вновь обращался к жертвователям за помощью. Просьба была уважена только в мае 1885 года, когда из Москвы прибыли медные вызолоченные подсвечники.

В конце декабря 1893 года епископ Нижегородский Владимир своим отношением на имя нижегородского городского головы напомнил, что по случаю предполагаемого открытия в

1896 году в нашем городе Всероссийской выставки необходимо произвести ремонт кафедрального собора и «усыпальничной при нем церкви». Предполагалось также обновление шатра над гробницей Минина. По причине отсутствия у городских властей необходимых сумм решено было, что участие города в этом деле ограничится «ремонтом одного только усыпальничного храма». С этой

целью городская управа совместно с городским техником и позолотных и малярных дел мастерами рассчитали смету на ремонт храма и мининской гробницы. В отношении последней предполагалось очистить памятник над гробницей и возобновить мрамор, отреставрировать шатер, исправить железные решетки и заменить дощечки с надписями на медные, переделать надгробные плиты с заливкою цементом. На все это предполагалось истратить 900 рублей.16

В 1913 году, к 300-летию восшествия на престол династии Романовых и в честь ожидавшегося прибытия Николая II в Нижний Новгород, под руководством Особой комис-

сии представителей города, НГУАК и соборного духовенства надгробие обновили. Расцветка столпов и арок гробницы изменена в соответствии с общим фоном стенной живописи и окраской собора. В последнем случае, на одном из заседаний НГУАК возник вопрос о целесообразности изменения «далевской» окраски. После обмена мнениями было постановлено следующее: «в виду того, что надгробие не составляет памятника древности в собственном смысле, признать возможным изменение окраски, с непременным условием зарисовки «далевского» фона и рисунка и хранения ее в архиве комиссии».11

В советское время отношение к Кузьме Минину резко изменились. Его с князем Пожарским стали обвинять в возведении на престол царей Романовых. Раздавались призывы о сносе памятника избавителям России с Красной площади. Революционная смута посеяла хаос и в головах приверженцев новой власти. В начале 1929 года была взорвана главная святыня Нижегородской земли - кафедральный собор в Кремле. Надругались и над усыпальницей Кузьмы Минина.18 Правда, одному из местных музейных работников удалось спрятать останки спасителя России, мешок с которыми долгое время хранился в краеведческом музее. И только после реставрации в 1962 году Михаило-Архангельского собора в него был перенесен многострадальный прах Кузьмы Минина.

История захоронения великого патриота земли Русской во многом для нас поучительна: от забвения согражданами до величавого преклонения перед мининским подвигом, затем полного отрицания и даже порицания заслуг Кузьмы Минина перед Отечеством и вновь до возвеличивания одного из руководителей Нижегородского ополчения 1612 года.
Категория: Статьи | Добавил: opolchenie (19.10.2008) | Автор: Галлай Ю. Г.
Просмотров: 7228 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 дима  
0
Интересный материал по истории. Пригодится в будущем.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]